Мастерская Рубенса (1577-1640). Геракл, убивающий змей

Мастерская Рубенса (1577-1640). Геракл, убивающий змей

Питер Пауль Рубенc обладал не только талантом живописца, рисовальщика и архитектора, но и, зная несколько иностранных языков, совершал дипломатические миссии. Он создал собственную мастерскую и работал с многочисленными учениками и помощниками. В одних случаях изготовлял лишь эскизы, по которым остальные исполняли картины, и проходил собственной кистью лишь перед сдачей заказчикам. В других — писал только лица и фигуры главных персонажей, от начала и до конца выполняя лишь самые важные и любимые полотна.

На картине изображен младенец Геракл, удушающий змей, которые были посланы ревнивой Герой, когда ребенок, сын царицы Алкмены и бога Зевса, появился на свет. Еще не ведая о своей силе, он проявил ее и преодолел испытание, будучи в колыбели.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1924). Варяги

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1924). Варяги

Виктор Михайлович Васнецов, оставивший многогранное наследие в самых разных областях искусства - живописи, монументальной архитектурной росписи, иллюстрации, эскизах театральных декораций - был также искусным графиком. Сам себя он именовал "историческим живописцем на несколько фантастический лад". Страницы истории оживают, обретают фактуру и особую поэтическую прелесть в работах В.М. Васнецова, что выразилось и в его эскизе 1880 г. "Варяги". Форма эскиза указывает на то, что, возможно, он создавался как подготовительный набросок к многофигурной росписи фриза на исторические сюжеты.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1924). Танец

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1924). Танец

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в семье православного священника. Творческий путь он начинает в юности, обучаясь рисунку и живописи у Н.Г. Чернышева, И.Н. Крамского, в Академии художеств.

Художник был мастером историко-бытовых картин. Изображаемое им конкретно, точно, но трактуется поэтизировано.

Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932). Коктебельский залив, 1927 г.

Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932). Коктебельский залив, 1927 г.

Максимилиан Александрович Волошин вырос и значительную часть жизни творил в Крыму. Он известен прежде всего как поэт и литературный критик, но свое чувственное восприятие мира передавал как художник. Музей хранит акварель «Коктебельский залив», отражающую то прекрасное в ландшафтах Киммерии, что видел автор.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Весна

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Весна

Алексей Кондратьевич Саврасов получил образование в Московском училище живописи и ваяния. Художник писал русскую природу средней полосы и стремился быть естественным и реалистичным в ее передаче, но тем не менее поэтизировал ее.

В работе «Весна» ему с помощью белил и карандаша удается передать лирическое настроение переходящего состояния природы.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900). Летний день в Крыму, 1867 г.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900). Летний день в Крыму, 1867 г.

Иван Константинович Айвазовский является выдающимся русским художником-маринистом армянского происхождения. Получив образование в Академии художеств и частных студиях Петербурга, покорив Европу мастерским владением техникой живописи, он жил в Крыму, в Феодосии, где запечатлевал мощь водной стихии и очарование родной природы, где благодетельствовал как меценат.

Вот и в картине музея «Летний день в Крыму» звучит мотив южных горных красот в лучах закатного солнца.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Распятие

Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Распятие

Питер Пауль Рубенс активно обращался к религиозным сюжетам, особенно — к жизни Христа. Им было написано несколько распятий, начиная с 1610 г. Распятие — центральный образ христианского искусства.

Художник для передачи эмоционального настроения картины в образе Христа, склонившейся к его ногам Марии Магдалины, устремивших на него взор Девы Марии, евангелиста Иоанна и других персонажей, использует свои характерные приемы: резкие контрасты света и тени и теплый богатый колорит.

Интересен тот факт, что Рубенс изображает три гвоздя, не четыре, как было распространено раннее, пригвождающих тело Христа. Три гвоздя стали символом Святой Троицы.

Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (?)(1528–1588). Грешница

Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (?)(1528–1588). Грешница

Паоло Веронезе, настоящее имя которого Паоло Кальяри, родился в Вероне в творческой семье. Первоначальное художественное образование получил у отца Габриэля Кальяри и дяди Антонио Бадиле. Учился архитектуре у Микеле Сан Микеле.

Представленная картина написана на сюжет евангельской притчи о блуднице. Христос своими словами призвал каждого, желающего наказать грешницу, обратить внимание на свою жизнь, на свои поступки: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Возможно, полотно являлось подготовительным для более крупной работы «Христос и грешница», хранящейся в Мюнхене. Паоло Веронезе мастер колорита и сильных пространственных композиций.

Здесь он оставляет по правому краю холста только изображение собачки обрезанным, продолжая действие за пределами картины.

Пьетро Антонио Ротари (1707–1762). Портрет молодой дамы в черном кружевном колье

Пьетро Антонио Ротари (1707–1762). Портрет молодой дамы в черном кружевном колье

Пьетро Антонио Ротари был учителем Алексея Антропова, а также повлиял на таких известных художников, как Федор Рокотов и Иван Аргунов. Из Италии он был приглашен Елизаветой Петровной в качестве придворного живописца. Художник прославился тем, что писал нежные, чувственные портреты юных девушек, называемых впоследствии "головками". В музее представлена относящаяся к данному типажу картина "Портрет молодой дамы в черном кружевном колье".

Пьетро Ротари руководил собственной художественной школой, которая затем переросла в «шуваловскую» Академию художеств. После смерти художника Екатерина II выкупила все его полотна. Произведения были собраны в живописные кабинеты со шпалерной развеской, которые можно встретить во дворцах Москвы и Санкт-Петербурга.

Сбор подати. Монограмма «Б.Л.». Лиможская эмаль, XVII в.

Сбор подати. Монограмма «Б.Л.». Лиможская эмаль, XVII в.

Лиможскими эмалями называют художественные произведения из металла с использованием эмали, созданные во Франции в г. Лимож с XII века.

«Сбор подати» выполнили в XVII веке, оставив подпись в нижнем левом углу: «B.L.».

Для усиления эффекта с конца XVI века мастера применяют яркие цвета и добавляют крупные кусочки блестящей металлической фольги поверх живописного слоя.

Святое семейство, начало XVI в.

Святое семейство, начало XVI в.

Картина написана маслом на дереве на религиозную тему. Изображение Святого Семейства, кроме фигур Христа, Марии, Анны и Иосифа, раскрыто иносказаниями.

В европейской традиции плод груши в руках младенца символизирует небеса и непорочность. Яблоко — грехопадение Адама и Евы. Вишня — жертву Христа.

Правой рукой младенец касается плодов, указывая на свое предназначение. Золотые листья деревьев, как кулисы, открывают смотрящему райский мир духовной чистоты и веры.

Елена Лукш-Маковская (1878–1967). Портрет учеников Илья Репина (Константин Сомов, Борис Кустодиев,Александр Мурашко, Филипп Малявин и Павел Шмаров)

Елена Лукш-Маковская (1878–1967). Портрет учеников Илья Репина (Константин Сомов, Борис Кустодиев,Александр Мурашко, Филипп Малявин и Павел Шмаров)

Художница, скульптор и иллюстратор родом из творческой семьи Маковских. Училась в Художественно-промышленной школе княгини М.К.Тенишевой, занималась частной студии И.Е. Репина и вольнослушателем в Императорской Академии художеств. Участвовала в выставках общества «Мир Искусства», Венского Сецессиона, Немецкого союза художников и др. После Второй мировой войны преподавала в Школе искусств и ремесел в Гамбурге.

Портрет учеников Ильи Репина, возможно, был написан в 1896–1898 гг. — в период пребывания Елены Лукш-Маковской в его мастерской.

Виллем ван де Велде Младший (1633–1707). Морские перевозки в штиль

Виллем ван де Велде Младший (1633–1707). Морские перевозки в штиль

Виллем ван де Велде Младший является голландским художником-маринистом, большая часть работ которого — виды побережий с кораблями, написанными почти с фотографической точностью.

С 1673 г. работал в Англии придворным художником Карла II.

Гоффредо Вальс (1590/95–1638/40). Корабли на якоре

Гоффредо Вальс (1590/95–1638/40). Корабли на якоре

Художник родился в Кёльне, но работал пейзажистом в Италии, в Неаполе, Риме и Генуе, где перенимал опыт Агостино Тасси и Клода Лоррена.

Отдавал предпочтение написанию лиричных видов небольшого формата, заключая среду в круглую или прямоугольную композицию.

Адриан ван Остаде (1610–1685). Крестьянская музыка 1642 г.

Адриан ван Остаде (1610–1685). Крестьянская музыка 1642 г.

Адриан ван Остаде прошел обучение в мастерской Франца Халса и выбрал написание картин крестьянского быта. Рисуя жизнь и нравы низших слоев голландского общества, он изображал характерные живые образы и юмористически трактовал происходящее в малом формате.

Подобный размер был свойственен «малым голландцам», одним из которых являлся Остаде. Камерный характер их творчества дополняла тонкость письма, красота сочетания цветовых и колористических нюансов, выразительность деталей и единения персонажей со средой.

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Несение креста

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Несение креста

Ян Брейгель Младший был обучен живописи своим отцом, Яном Брейгелем Старшим (Бархатным).

Его художественная деятельность заключалась в написании пейзажей и жанровых сцен в манере отца. Ян Брейгель Младший успешно копировал его работы, включая подпись.

Джанникола ди Паоло (1460–1544). Бог отец с ангелами

Джанникола ди Паоло (1460–1544). Бог отец с ангелами

Картина изображает фигуру Бога-отца, совершающего благословение, и обрамлена двумя крылатыми головами херувимов. Возможно, она являлась частью более крупной работы.

Джанникола ди Паоло учился в Перудже и во Флоренции у Перуджино, помогая ему в выполнении фрески «Тайная вечеря» в монастыре Фолиньо.

Подобный опыт послужил основой для «собственной» «Тайной вечери» в трапезной Палаццо Приори в Перудже (1506–1507 гг.).

Никола Филотезио (1480–1547). Святой Петр

Никола Филотезио (1480–1547). Святой Петр

Данная картина, которая в прошлом, возможно, была ростовой иконой, приписывается авторству Никола Филотезио, известного еще под именем Кола дель'Аматриче.

Он обучался у художника Дионисио Капелли, писал фрески в Читта-ди-Кастелло. Успел поработать как архитектор в базилике Сан-Бернардино в Л'Акуила, спроектировав фасад.

Круг Рембрандта. Апостол Петр, XVII в.

Круг Рембрандта. Апостол Петр, XVII в.

На полотне изображен апостол Петр, держащий в руках ключи от рая. Автор атрибутирован как ученик Рембрандта Харменса ван Рейна, известного в качестве мастера психологического портрета.

Рембрандт принимал в ученики юношей с уже имеющимся начальным образованием в области рисунка и старался развивать у каждого самостоятельное художественное мышление, предлагая им для написания сюжеты без установившегося изобразительного канона.

Ученики обладали возможностью творить в обстановке подлинных произведений искусства прошлого, которые их педагог активно коллекционировал, включая одеяния из дорогих тканей, оружие, рисунки деятелей Возрождения и офорты самого Рембрандта.

Оттмар Элигер II (1666–1735). Смерть Клеопатры

Оттмар Элигер II (1666–1735). Смерть Клеопатры
Родился в Гамбурге в семье художника Оттмара Элигера Старшего. Учился в Амстердаме у портретиста Михеля Ван Мюссера и классициста Герарда де Лересса, привившего мастерство к написанию исторических картин.

Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Вид на храм Вакха, ныне находящийся в церкви Святого Урбана, вторая половина XVIII в.

Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). Вид на храм Вакха, ныне находящийся в церкви Святого Урбана, вторая половина XVIII в.

Джованни Баттиста Пиранези работал в мире искусства как гравер, художник и архитектор, спроектировав в Риме церковь Санта-Мария-дель-Приорато с прилегающей площадью, как декоратор, археолог, реконструктор и торговец антиками.

Гравером им были выполнены такие серии, как «Гротески», «Темницы», «Виды Рима». Его ведуты (городские виды) отличаются динамикой пространства, резкими перспективными сокращениями, контрастами светотени, расширенными и выпрямленными перспективами римских улиц, преувеличенным масштабом и изменением их взаимопроникновения.

Леонелло Спада (1576–1622). Святое семейство с Мадонной обучает Христа чтению

Леонелло Спада (1576–1622). Святое семейство с Мадонной обучает Христа чтению

Леонелло Спада относил себя к последователем Караваджо. Караваджисты использовали в живописи резкие контрасты света и тени, темную палитру, черный фон и кроваво-красные акценты в композиции.

Данная картины была написана, предположительно, в период прибывания художника на службе у герцога Рануччо Фарнезе в Парме (1617–?1622 гг.)

Святое Семейство с Иоанном Крестителем. Французская школа, XVI в.

Святое Семейство с Иоанном Крестителем. Французская школа, XVI в.

Картина написана неизвестным мастером, как предполагается французского происхождения. Тема Святого Семейства в живописи появляется в период Ренессанса и трактуется как повествовательный рассказ о раннем периоде жизни Христа.

Художник изобразил момент пребывания в доме Елизаветы Святого Семейства - младенца Христа, Девы Марии и Иосифа - во время их возвращения из Египта. Их окружают Иоанн Креститель верхом на агнце и святые.